Главная » » Еврейские откровения

Сделать бесплатный сайт с uCoz

Блоки статей
  • Еврейская эстрада на русском языке
  • Еврейская эстрада на русском языке. Концерт.

  • Как распознать евреев среди нас

  • Евреи всегда управляли Россией

  • Деяния евреев - вредителей в России

  • История еврейского геноцида над русским народом

  • Еврейская медицина

  • Внешняя политика - еврейский сговор

  • АРМИЯ – пятая еврейская колонна

  • Еврейские откровения

  • Прочее

  • Видеофайлы








  • Еврейский Петербург
     

    Город, основанный Петром Первым в 1703 году, в 1732-м становится столицей России. Уже в то время среди первых жителей Петербурга были потомки Авраама. Более того, именно тогда были заложены основные направления еврейского участия в жизни города.

     
    Политического – в северной столице жили в то время такие известные крещённые евреи, как вице-канцлер П.Шафиров, генерал-полицмейстер А.Дивьер, барон Ф.Аш. Экономического – достаточно вспомнить финансовых агентов царского двора З.и М. Гирши и Л.Липмана. 

     


    Культурного – с определёнными оговорками можно отнести к артистам царского шута Яна д’Коста. А чуть позже, примерно с 1772 года ( после раздела Польши) – религиозного: среди первых членов еврейской общины – купцы и общественные деятели. Несколько десятков человек. Наиболее известные из них: Л.Невахович (первый русско-еврейский публицист и философ), Н. Ноткин (видный общественный деятель), М.Элькан, Л.Элькан. Итак...

    Eвреи в политике. 

    История евреев Санкт-Петербурга, как и по всей России, невесёлая. В какой бы век не заглянули ( XVIII, XIX или XX) - одно и то же. Гонения, преследования, всевозможные ограничения. Например, 1738 год, когда со средневековой жестокостью сожгли на костре Бороха Лейбова и флотского офицера А.Возницина. Борох склонял моряка к переходу в иудаизм. Судя по тому, что сожгли обоих, небезуспешно. Или 1949-53 года, когда тоже в пламени, но уже антисемитской истерии, под названием «Космополиты», сгорели (в сталинских лагерях, под пытками, от травли) выдающиеся представители еврейской интеллигенции: писатель Ю.Герман, кинорежиссёр Л.Трауберг, литературовед Б.Эйхенбаум и многие дркгие. 
    И всё же в каждом столетии свои отличия. В XVIII веке участие евреев в политике ограничивалось крещёными евреями. Евреи по галахе в политической жизни СПб не участвовали. Как? Чтобы евреи в чём-то не учавствовали? Да, не участвовали. По простой причине. До 1804 года им запрещалось селиться в столице. Так что вышеуказанная еврейская община существовала незаконно. Говоря современным языком - де-факто. Только в 1804 году специальный Комитет, в который входили и еврейские депутаты от провинции, разрешил временное проживание в столице промышленникам, купцам и ремесленникам, принадленжавшим к иудейской вере. А с 1820 года – солдата кантонистам. Но гонения продолжаются.

     

    Особенно свирепствовал во время царствования Александра Третьего градоначальник П.Гессер, который строго контролировал проживание евреев в городе на Неве. Понятно, что главным направлением деятельности «избранного народа» становится, с одной стороны, борьба за равноправие, и палестинофильское движение, примкнувшее позднее к сионизму Герцля - с другой. Одни евреи надеются на улучшение жизни на родине. Другие, как мы теперь понимаем, наиболее дальновидные, понимают, что это нереально, и призывают к эмиграции на Святую землю. 

    Во второй половине ХIХ - начале ХХ века евреи становятся активными участниками не только сиониских, но и других политических движений и партий: эсеров (А.Гоц, председатель ВЦИК П.Рутенберг), меньшевиков (Ф.Дан, М.Либер, руководители Петроградского совета) и, конечно же, большевиков (Л.Троцкий, Л.Каменев, Я.Свердлов - председатель ВЦИК). 

    В октябре большевики, как известно, взяли власть в свои руки, но от этого обладателям пятого пункта не стало легче. Последователи внука раввинов Карла Маркса уничтожили все другие партии, и еврейское участие в политической жизни, как в Петербурге, так и по всей России, покатилось по нисходящей. Пятый пункт становится непреодолимым. Начальник штаба Карельского фронта Л.Сквирский, начальник штаба 42-ой армии Л. Березинский подтверждают правило. 

    С конца шестидесяты х годов именно евреи Ленинграда, как бы продолжая палестинофильские устремления ХIХ века, занимают наиболее активную позицию в праве эмигрировать в Израиль. Неэффективность этой борьбы приводит к отчаянному шагу - организации подпольной сионистской организации и попытке захвата самолёта. Несмотря на её неудачу, власти вынуждены приоткрыть ворота. Вскоре первый ручеёк (в течении 1968-83 годов выехало 15 тысяч человек) перерастает в Исход. Алия из бывшего Союза с 1989 года по настоящее время превысила миллион человек. По оценочным данным только из Ленинграда-Петербурга за это время выехало 120 тысяч евреев. Причём, 30% из них - в Израиль. 

    Евреи в бизнесе. 

    Не берусь объяснить почему, но факт остаётся фактом. Количество евреев, занимающихся бизнесом, купцов и предпринимателей, в том числе крупных, всегда в процентном отношении было значительно больше, чем количество лиц тех же профессий у нееврейских жителей Петербурга. Про Ленинград не говорю. Тогда вообще не было ни банкиров, ни предпренимателей. Все советские служащие. Среди наиболее крупных коммерсантов еврейского происхождения Г.Гинцбург (крупный банкир, имеющий, как и Ротшильд титул барона, награждённый высшими российскими орденами), браться С.и Е. Поляковы (железнодорожные подрядчики и банкиры), Л.Розенталь (финансист и филонтроп, помогавший еврейскому просвещению), М.Фридлянд и другие. 

    В начале ХIХ века потомками Авраама были основаны крупнейшие банки Петербурга: банкирский дом И.Вивильберга, банк Гинцбургов, Санкт-Петербургский учётно-кредитный банк, директором которого был А.Зак. 

    Значительную роль евреи традиционно играли и в издательском бизнесе. Достаточно вспомнить широко известное издательство «Брокгауз и Эвфрон» или влдельца издательства «Просвещение» Н.Цейтлина. 

    В прошлом году приятель привёз черносотенную газетку, в которой перечислялись фамилии сегодняшних петербургских евреев-предпринимателей, которые: «... власть в городе... продают и грабят Россию…». Причём, как и в старые добрые времена, если в списке встречались русские фамилии, то в скобках приводилось еврейское отчество. 

    Но, пожалуй, особенно важное место евреи занимали (в связи с с массовой эмиграцией не решаюсь сказать занимают) в культурной жизни Петербурга. 

    В кратком очерке сможем отметить лишь несколько наиболее значительных имён. 
    В живописи - Н.Альтман (наиболее известные работы – портреты А.Ахматовой, С.Михоэлса, В.Ленина, иллюстрации к Шолом-Алейхему), И.Пэн (учитель М.Шагала, автор полотен «Старый солдат», «Слепой музыкант»), А.Тышлер (абстакционист, театральный художник), Т.Каплан, Г.Гликман. В литературе –Л.Лунц (создатель группы «Серапионовы братья»), В.Каверин, В.Инбер, А.Чаковский, С.Маршак, А.Зощенко, И.Бродский. В театре и кино - Л.Трауберг, И.Шнейдерман, С.Цимбал, А.Райкин, Е.Шварц. В науке - Л.Берг, А.Гринберг, А.Иоффе, Я.Френкель. Можно было бы назвать и много других имён. 

    И, наконец, еврейская религиозная жизнь Петербурга. Несмотря на ограничения в возможности для евреев жить в Северной столице, несмотря на языковую и культурную ассимиляцию, Санкт-Петербург в конце ХIХ-начале ХХ веков является религиозным центром российского еврейства. В 1893 году открылась большая синагога, а в 1906 году еврейская гимназия, просуществовавшая до 1930 года. Среди наиболее известных раввинов - А.Драбкин (1844-1917), М.Айзенштадт (1870-1943), Д.Каценельбоген (1850-1930). 

    Октябрьская революция сыграла противоречивую роль в религиозной жизни евреев Петрограда. С одной стороны евреи теперь могут свободно селиться в городе на Неве и их числнность стремительно растёт: от 50 тысяч в 1917 г. до 103 тысяч в 1928 году. С другой - многочисленные религиозные и просионистские объединения Петрограда-Ленинграда подвергаются преследованиям и вовсе закрываются. Так перестают существовать крупнейшие еврейские газеты «Тогблат» и «Рассвет», Ленинградское религиозное объединение, запрещается сионистская партия. Закрывается Еврейский университет, в котором читали лекции известные раввины. 

    Сегодня, хотя еврейское население Санкт-Петербурга значительно уменьшилось и составляет пооценочным данным менее 50 тысяч человек, религиозная жизнь оживает. Многие молодые евреи возвращаются к иудаизму. Открыты еврейская гимназия, школы, два детских садика. 

    Мы не можем рассказать о всех выдающихся потомках Авраама, живших или живущих в Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Петербурге. Но даже поверхностный взгляд на еврейскую историю города на Неве позволяет утверждать о правомерности неприятного для ушей антисемита сочетания, вынесенного в заголовок - Еврейский Петербург. 

    Л.Мадорский 

     

    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: