Главная » » Еврейская эстрада на русском языке

Сделать бесплатный сайт с uCoz

Блоки статей
  • Еврейская эстрада на русском языке
  • Еврейская эстрада на русском языке. Концерт.

  • Как распознать евреев среди нас

  • Евреи всегда управляли Россией

  • Деяния евреев - вредителей в России

  • История еврейского геноцида над русским народом

  • Еврейская медицина

  • Внешняя политика - еврейский сговор

  • АРМИЯ – пятая еврейская колонна

  • Еврейские откровения

  • Прочее

  • Видеофайлы








  • Еврейские звезды советской эстрады
     

    В старой музыкальной комедии «Антон Иванович сердится», вышедшей на экраны более 60 лет назад, старичок-профессор гневно требовал: «Не говорите при мне этих слов "легкий жанр”! Его не существует в природе! А в природе существует пошлая, несерьезная музыка!»

    В фильме профессор потерпел поражение: его дочь после окончания консерватории неожиданно для родителя запела легкомысленные куплеты. Но в жизни он вышел победителем: заклейменный им легкий жанр устыдился своего имени и стал называться эстрадным. Эстрадная музыка, танец, сатирический монолог, фельетон прочно утвердились на сцене.

    А по поводу «несерьезности» хорошо сказал великий сатирик эпохи имперского юмора Аркадий Райкин: «Излишняя серьезность — особенно в отношении к самому себе — та же беспечность... Как бы то ни было, полезно прочувствовать — чем раньше, тем лучше, — что действительность мало зависит от факта твоего существования... Время от времени необходимо снижать пафос...»

    Евреи на эстраде — особая тема. Неоспоримый факт — вклад евреев в духовную сокровищницу других стран. Звездами не еврейской, а советской эстрады сталиРайкин, Утесов, Бернес, Кобзон, Карцев, Жванецкий и многие-многие другие. «Музыка Яна Френкеля, слова Инны Гофф, исполняет Иосиф Кобзон. "Русское поле”» — это не анекдот, а сама жизнь! В Америке тоже кричат о «доминанте на мировых подмостках эстрады и кино еврейского юмора». Да, знаменитый Ленни Брюс и другие мастера разговорного жанра — плоть от плоти культурная программа шумных кафешек и ресторанов с дореволюционных одесских улиц. Во все времена и во всех странах находятся те, кого беспокоит «засилье» евреев в искусстве, «не дающих дорогу» настоящим талантам. В советские времена спецорганы особенно придирчиво следили за «еврейскими лицами на эстраде», предлагали сменить фамилию. В начале 70-х Председатель Гостелерадио СССР С. Лапин дал команду: «Всех "черненьких” убрать!» То есть евреев, армян, азербайджанцев... Стараниями таких вот «деятелей» сегодня не помнят имена Нины Бродской, Вадима Мулермана, АидыВедищевой и многих других. Хотя не забыты их песни — «Звенит январская вьюга», «Одна снежинка — еще не снег» Бродской, мулермановские «Лада», «Трус не играет в хоккей». А песенку о медведях из «Кавказской пленницы», «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки», «Лесного оленя» и «Чунга-Чанга» пела Аида Ведищева, вынужденная после своего «отлучения» от концертов и телевидения эмигрировать в США и ставшая там «Amazing Aida» («Удивительной Аидой»). Истина в том, что евреи на эстраде ценятся не как евреи, а как таланты. А бездарности не нужны нигде. Рассказать обо всех невозможно. О Л. Утесове, М. Бернесе, А. Райкине, И. Юрьевой, М. Кристалинской, дуэте Тарапуньки и Штепселя написано много. Не обижены вниманием прессы и наши современники — И. Кобзон, Л. Долина, Л. Агутин, А.ВарумЖасминЛолита, Децл...

    Меньше знают о таких ярких дарованиях, как основательница мелодекламационного жанра в России Иза Кремер (с ней сравнивали Клавдию Шульженко); Владимир Коралли по прозвищу «Куплетист из Одессы»; танцевальный дуэт — Анна Редель и Михаил Хрусталев, в хореографических миниатюрах которых виртуозность танца сочеталась с цирковой акробатикой; дуэт чтецов — Натан Эфрос и Петр Ярославцев...

    Излюбленный эстрадный жанр — это, конечно же, песня. Д. Якиревич отмечает, что «созданный в 1876 г. еврейский профессиональный театр с момента зарождения оказался музыкальным. От его актеров среди прочего требовались вокальные данные. Оперетты А. Гольдфадена были насыщены ариями и ансамблями, мелодии которых прямо из зрительного зала попадали в еврейские дома. ... Еще в начале 80-х гг. XIX в. они распространились по всему миру, проникли за океан, еще задолго до того, как сам прославленный автор переехал в США».

    В первые десятилетия советской власти стали популярны певшие на идиш и на русском Сарра Фибих, Анна Гузик, Саул Любимов, Роза Плоткина, МихаилАлександрович (будучи уже прославленным кантором, он оказался в СССР после аннексии балтийских стран в 1940 г.).

    Звезда довоенной еврейской эстрады Сарра Фибих предпочла сольную концертную деятельность карьере примадонны Всеукраинского музыкально-драматического театра «Унзер винкль». Кстати, начинала Фибих в Одессе. В 30-х годах ее гастроли проходили с неизменным успехом. Александр Розенблюмвспоминает концерт Фибих в 1940 г. в Борисове: «...Помню бурные аплодисменты, которыми публика одаривала певицу после каждой песни. Многие из песен были шуточными, исполнялись с яркой и характерной мимикой...»

    В числе популярнейших исполнителей была и принявшая советское гражданство звезда еврейской американской оперетты и эстрады Клара Юнг.

    Сиди Таль (Сорл Биркенталь) — великая актриса и певица, которую знали и очень ценили сначала в Румынии, а затем в Союзе. Она родилась в Черновцах и там же была похоронена (17 августа 1983 г.). Только благодаря Сиди Таль еврейские песня и шутка звучали на сценах Черновицкой филармонии и районных клубов тогда, когда все еврейские театры в стране были закрыты. В 1959 г. на вечере, посвященном 100- летию со дня рождения Шолом-Алейхема и состоявшемся в Колонном зале им. Лысенко в Киеве, присутствовала дочь писателя Бэлл Кауфман. Увидев «Мальчика Мотла» в спектакле «Мне хорошо — я сирота!», она воскликнула: «Б-же, сколько маленьких Мотлов я видела в исполнении великих артистов, но этот, в концерте Сиди Таль, превзошел их всех. Именно таким его видел мой отец».

    Знатоки до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно жанрового определения ее авторской феерии. По словам Утесова, этой артистке на сцене были одинаково подвластны и юмор, и лирика, и трагизм. Ее называли «Райкин в юбке». Сегодня, наверное, о ней сказали бы — человек-шоу. В ее «арсенале» было все — актерская игра, песня, танец, пантомима... Когда Сиди Таль не стало, телеканалы сорока стран мира прервали свои программы, чтобы сообщить о ее смерти.

    В условиях строго дозированной еврейской концертной деятельности пели Клементина Шермель, Нехама Лифшиц, Биньомин Хаятовский, Марина Гордон, АннаШевелева, Борис Раисов, Эмиль Горовец, Полина Айнбиндер. С середины 70-х, когда стал популярен городской романс, еврейские песни под гитару стала исполнять Александра Горелик — песни звучали необычно, но очень лирично и искренне. В 1987 г. вместе с мужем, пианистом В. Лензоном, Александра подготовила разноплановую программу в сопровождении рояля и небольшого инструментального ансамбля. Многим запомнился концерт Горелик в переполненном зале Московского государственного театра эстрады, имевший фантастический успех.

    Еще один собиратель и исполнитель народных песен — профессор Соломон Маркович Хромченко, талантливый оперный певец, которого мы хорошо знаем по исполнению песни «В лесу прифронтовом». В 1987 г., в год его 80-летия, был записан диск песен на идиш.

    В 80-х гг. популярными стали Светлана Портнянская, дуэт Клары и АлександраЛанцман, Полина Белиловская. Тогда же зазвучал аккордеон Яна Табачника. Вместе с композитором Л. Затуловским Табачник делает аранжировки популярных еврейских мелодий для аккордеона и эстрадно-симфонического оркестра. Его программам присущ мягкий юмор, некоторые номера чуть-чуть шаржированы, но это «чуть-чуть» не переходит в китч.

    Певец Марк Айзикович сейчас живет в Германии. В этой стране еврейская музыка вызывает по понятным причинам совсем иные ассоциации. Многие немцы, приходя на концерт еврейской песни, подсознательно выражают этим солидарность с евреями.

    Песни Айзиковича, недавно записанные на диске «В еврейском слове», — целая история восточноевропейского еврейства: от мирного, патриархального бытия местечек до ада концлагерей.

    Несколько слов о джазе. Это, конечно, оркестры Эдди Рознера и ЛеонидаУтесова. В 1929 году, вернувшись из поездки в Берлин и Париж, Утесов создает «Теа-джаз», в котором соединялись традиции мюзик-холла, уайтменовского симфоджаза с советской массовой песней и бытовой музыкой. Утесов обладал даром мгновенного перевоплощения на сцене, прирожденным чувством юмора и редкой силы обаянием. «У меня есть сердце, — доверительно обращался он к слушателям, — а у сердца песня». За почти полувековой творческий путь Утесов спел их более семисот! Не в последнюю очередь своим успехом Утесов обязан песням ИсаакаДунаевскогоДунаевский создал новый тип эстрадной музыки, которую Утесов назвал «песенным джазом».

    Нельзя не упомянуть и композитора Александра Цфасмана. Почти ко всему, сделанному им в музыке, можно добавить слово «впервые». ДвадцатилетнийЦфасман организовал ансамбль «Aма-джаз» — первый в СССР эстрадно-инструментальный коллектив, выступивший по радио в 1928 году и записанный на грампластинки. Он стал первым в стране джазовым музыкантом-профессионалом, получившим консерваторское образование. Рассказывают, что при прослушивании записей А. Цфасмана на худсовете корифеи фортепианного исполнительства Г.Нейгауз и А. Гольденвейзер высоко оценивали своего джазового «собрата»: его игра поражала виртуозностью в сочетании с экспрессией и изяществом. Не менее полно и глубоко он выразил себя в другой ипостаси — как дирижер и аранжировщик.

    В статье М. Микшите «Шалом» читаем: «Клезмер — еврейский традиционный музыкант, который играет во время праздников "по слуху”, без нот, импровизируя. Искусство клезмеров — это неиссякаемый источник музыкальных идей, сокровищница интонаций для еврейской музыки». Без клезмеров не было бы ни советской эстрады, ни бродвейской поп-музыки 20-30-х годов. В лондонском университете преподается курс клезмерской музыки. Типичный инструментальный состав клезмерской капеллы — скрипка, кларнет, контрабас, возможны другие духовые инструменты и ударные. В современных клезмерских группах часто присутствуют клавишные, аккордеон и вокал. Еврейская скрипка, кларнет заимствуют некоторые приемы непосредственно из вокала.

    Когда в Москву приезжал «король клезмеров», «первый кларнет мира» ГиораФейдман (Израиль), успех его концертов был потрясающим. Газеты писали: «Слушатели плачут и смеются вместе с ним...» Но лучше всего сказал о себе самФейдман: «Я не играю на кларнете, а "посредством” его произношу мелодии, которые говорят правду».

    У нас едва ли не первым и самым ярким представителем клезмеров был ЛеонидСонц. До него мало кто у нас знал даже само слово «клезмер». Сонц объездил СНГ со своим детищем — ансамблем «Симха», проводил мастер-классы по клезмерской скрипке, делился репертуаром, обучал идишу. Влияние клезмерства заметно и в творчестве популярного российского исполнителя Псоя Короленко.

    Сегодняшняя еврейская эстрада — это и Одесский еврейский музыкальный театр «Мигдаль-ор» под руководством Киры Верховской, существующий с 1991 года. Этот коллектив возник на руинах СССР, когда практически не осталось «живых» еврейских общин и любой материал о культуре и традиции евреев был недоступен. Зажигательная музыка, выступление без фонограмм, интересные хореографические постановки — все это способствует успеху коллектива. Репертуар театра разносторонен: это авторские программы, песни на идиш и иврите, английском, русском и украинском, современная израильская эстрада.

    Что касается эстрадного жанра сатиры, то в еврейской среде издавна существовали лецы (шуты), для которых умение веселить и развлекать гостей на свадьбах и праздниках было профессией. Лецы сочиняли стихотворные сатиры, комические куплеты. В XV в. был известен лец по имени Гумфлин дер Катовес-Трайбер («мастер розыгрыша»). Во Франции в XIII в. были евреи-трубадуры, выступавшие на свадьбах и ярмарочных гуляниях. «Дураки» были весьма популярны в средневековом еврейском обществе, навыки мастерства передавались от отца к сыну. В Богемии XV в. были семейства, поколения которых кормились этим ремеслом. Характерны прозвища этих артистов: Лейб Нар («паяц»), Лейб Фасенмахер(«рифмоплет»), Мойше Тенцер («танцор»), Окус-Покус и т.д. На свадебном торжестве был ведущий, который руководил представлением и заполнял паузы пантомимой. В Польше это — маршалек, в других странах — бадхен. При дворах некоторых хасидских цадиков было принято держать шутов, самый известный из них — ГершелеОстрополер. Эта профессия просуществовала в Польше и Румынии до Катастрофы.

    Традиции еврейского шутовства живы. Сегодняшний «классик» жанра ГеннадийХазанов, говоря о нашей эстраде, особо отмечает творчество Виктора Ильченко и Романа Карцева: «...Ильченко играл советскую константу, несгибаемую идеологию.Карцев — такой вьюн, который эту идеологию непостижимым образом дурил... Рома в этом дуэте абсолютно точно нес еврейскую тему. И вот, когда евреи переместились, кто на Запад, кто на Восток, когда исчезла та особая музыка русско-еврейской речи, вдруг выяснилось, что... музыка речи Карцева стала чужой, так в России никто больше не разговаривает... Карцев — последний русскоязычный еврейский артист. Он родился в Одессе, где эта музыка звучала. Все остальные евреи на эстраде, включая вашего покорного слугу, — это уже русифицированный вариант».

    ———————————

    Эстрада — вид искусства, связанный с исполнением на сцене небольших драматических, музыкальных, хореографических произведений. Артист эстрады — это певец, чтец, куплетист, фокусник, акробат, танцор, конферансье, звукоподражатель, моменталист, выступающий с исполнением зарисовок...

    «В это время (начало 20 века — Л. К.) зарождаются три основных направления эстрадной инструментальной музыки, представленной эксцентрическими шумовыми оркестрами, "театрализованными джазами” и оркестрами "концертного джаза”.

    Основоположником первого направления стал еврейский поэт-декадент Валентин Парнах. Под впечатлением услышанного им в Париже концерта негритянского джаз-бэнда Луиса Митчелла Парнах создал в 1922 году первый в России эксцентрический шумовой оркестр (все инструменты были привезены им из Парижа). Премьера состоялась в Москве в Государственном институте театрального искусства 1 октября 1922 года. Необычная музыка, "экзотические” инструменты, эксцентричность исполнителей, демонстрация модных американских танцев, лекция о джазе — все это вызвало чрезвычайный интерес аудитории, среди которой присутствовали выдающиеся деятели российской культуры. В дальнейшем эксцентрическая шумовая музыка чаще всего использовалась в театрализованных постановках. Она входила и в репертуар военных оркестров. В числе лучших можно назвать коллектив под управлением композитора, дирижера, организатора первых военных оркестров и военно-музыкальных школ Семена Чернецкого». (Т. Айзикович)

     
     
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: